Запрессовка колёсной пары на автоматическом прессе. Какой пресс выбрать?
Автоматический пресс для железнодорожных колёсных пар производства Гидропресс, Беларусь.
Когда нужен автоматический железнодорожный пресс?
1. Когда вам нужно работать с широким диапазоном колёсных пар. Например, в Африке и Индии встречаются десятки различных колёсных пар со времён колонизации и королевы Виктории... Это и колесные пары трамваев, и локомотивов, грузовых вагонов вагонов метро. Такой пресс подходит как для как заводов, производящих новые колёсные пары, так и для ремонтного производства.
ЖД музей в Дели, Индия.
2. Когда квалификация работников железнодорожного депо не очень высокая. Пресс, работающий по автоматическому циклу, позволяет снизить требования к квалификации оператора. Конечно, потребуется опытный наладчик. Но, как правило, хотя бы один такой человек должен быть в депо.
3. Просто для понтов. Такой вариант ответа тоже существует. Если у вас поточное производство, вам чаще всего целесообразнее купить специализированный насадочный пресс и простой распрессовочный. Но мужики, принимающие решения о покупке универсального автоматического пресса, один раз увидев пестрый агрегат в действии, навсегда влюбляются в него. Особенно те, кто в детстве мечтал об автоматической железной дороге, но родители так её и не подарили...
Surrey Border and Camberley Railway. Железная рельсовая дорога Сюррея. Сайт https://locoyard.com
Кто в мире производит автоматические ЖД прессы?
Ведущие мировые производители в этой области Simons (США), Mae (Германия), BBM (Италия) и Zdas (Чехия). В России несколько таких прессов изготовил Воронежский Тяжпрессмаш. А в Беларуси с недавнего времени автоматические прессы включил в свою производственную линейку завод Гидропресс в Полоцке.
Проектирование и изготовление ЖД пресса. Сайт завода Гидропресс в Полоцке.
Белорусские прессы по задумке конструкторов проще зарубежных аналогов, легче обслуживаются, имеют взаимозаменяемые гидрокомпоненты. Белорусы, реализующие открытый программный доступ к программному обеспечению лучше соответствуют реалиям рынка в современных санкционных условиях.
Какой контроллер пресса лучше выбрать?
Тут два пути, которые выбрали производители. Собственный контроллер или общепромышленный. Simons и MAE работают на собственных разработках. У MAE это патентованное железо и софт MAE-RACOS. Это защищает основные решения от подделок, но крайне неудобно для деповчан и заводов. Любые изменения в законодательстве, как например, переход на электронный самописец в России, требуют обращения на завод-изготовитель. Полбеды, что все эти запросы и решения платные. С известных времён капиталисты вообще отключили российских железнодорожников от обслуживания. Да и со сменой поколения контроллеров приходится полностью переделывать всё управление пресса. Какой-то преемственности не наблюдается.
BBM и ZDAS в основном работают на Siemens. Siemens, конечно, лидер рынка в технологических решениях. И, наверное, самая развитая система в мире на данный момент. Но! Поддержка лицензионного программного обеспечения, длительные сроки поставки компонентов и полная невозможность техподдержки в ряде стран перечеркивают технологические плюсы немецкого гиганта автоматизации.
Управление OMRON белорусского насадочного пресса Мускул.
Белорусский Гидропресс использует японский Omron. Это хорошее соотношение цена-качества. Он хорошо поддерживается по всему миру. В течение всего срока жизнедеятельности пресса ПО бесплатное. С учётом предоставления открытого кода доступа, это вообще самое ремонтопригодное и долговечное решение для отечественного рынка.
Конструкция пресса
Разберём конструкцию гидравлического пресса на примере белорусской модели Мускул КПРЗ-400М.04.
BBM и ZDAS в основном работают на Siemens. Siemens, конечно, лидер рынка в технологических решениях. И, наверное, самая развитая система в мире на данный момент. Но! Поддержка лицензионного программного обеспечения, длительные сроки поставки компонентов и полная невозможность техподдержки в ряде стран перечеркивают технологические плюсы немецкого гиганта автоматизации.
Состав автоматического пресса.
Пресс состоит собственно из пресса и систем, его обсуживающих: гидроагрегатов, электрошкафов, пульта управления, измерительной системы, подающей каретки и других систем.
В пресса может быть как одна каретка, так и несколько. При поточной линии для ускорения цикла одна каретка подает ось в пресс, а вторая извлекает готовую ось из него.
Каретки могут быть и ручными. Иногда такое решение просят сами желездорожники.
Каретки пресса Мускул КПРЗ-400М-04.
Это позволяет снизить вспомогательное время операции запрессовки и разделить потоки элементов колёсных пар в депо.
Особенностью пресса является подвижная центральная упорная траверса. Она перемещается не только по горизонтали, но имеет возможность выезжать из зоны прессования и отъезжать в сторону, освобождая место.
В самой траверсе имеется две упорных скобы. Одна может работать на запрессовку, вторая на распрессовку. Или для запрессовки различных элементов.
Это решение позволяет работать на однотипных колёсных парах без переналадки оснастки и её длительной настройки под новую задачу.
Для повышения качества запрессовки и повторяемости цикла в прессе применены передовые решения, которые используют и MAE, и SIMONS, и BBM. Это и центрирование оси. И раздельная гидравлическая система для каждого силового цилиндра. И бесконтактная лазерная система измерения линейной точности запрессовки. И контроль биения колеса прямо в прессе.
После того как каретка загрузила колёсную ось в пресс, выдвижные центры гидроцилиндров фиксируют ось на центральной линии пресса.
Подпружиненные центры складываются внутрь когда пресс начинает давить в колесо. Тем самым вспомогательное усилие не оказывает помехи на диаграмму запрессовки «Усилие-Путь». Центры имеют сменные конусы под 90 и 60 градусов для разных типов осей.
Измерения… В этой части белорусы используют лучшие мировые практики. Оборудование Bosch и Hiwin хорошо взаимозаменяемо, имеет высокую износостойкость линейных систем, держит заявленные нагрузки и хорошо справляется с суровыми условиями железнодорожных депо.
ЦЕНЫ. Кто дешевле и лучше?
Какой пресс лучше? Ответа на этот вопрос нет. Заказчик выбирает сам.
Американский Simons, конечно, хорош. Но с привозом в Россию (если это вообще возможно) его стоимость даже страшно озвучивать. Плюс ПО не открытое.
На мой взгляд, итальянские прессы переусложнены. Да они и дороже. Почти миллион евро за автомат в исполнении проходного типа. Это как Мерседес, до уровня которого доросли ещё не все водители.
Двухцилиндровый пресс MAE достаточно прост и функционален. Но цена тоже не подарок. Ценник от 700 тысяч евро нетто может себе позволить далеко не каждое передовое отечественное предприятие.
Белорусский Гидропресс выпускает автоматические прессы недавно, но стремительно осваивает автоматизацию. Цена от 200 до 300 тысяч долларов за типовые решения не кусается. Белорусы даже экспортируют свои разработки. Пока, правда только в развивающиеся страны Африки и Азии.
А где же китайцы, - спросите вы? Как это ни удивительно, китайских прессов у нас нет или почти нет. На удивление цена китайского производителя автоматических прессов Hubei Heqiang Machinery в самом Китае составляет от 450 тысяч долларов. Привоз его в Европу или Россию с оплатой пошлин, НДС и логистики обойдётся с 600 тысяч долларов. Почему так дорого? Видимо, китайцам интересно хорошо и дёшево делать только масс-продукт. А автоматические прессы для колёсных пар - это штучный товар.
Это и разная скорость прессования. И отличные технологические базы оси. Например, запрессовка… Где-то прессуют в торец оси. В странах бывшего Союза запрессовка разрешена только в предпоступичную часть оси. Поэтому и оснастка тоже разная.
В Европе в основном используются колёса с масляным каналом. И предварительный срыв колеса осуществляется не на прессе, а с помощью инжектора высокого давления.
Как говорил Самуил Маршак: "Мамы разные нужны, мамы разные важны. Дело было вечером, спорить было нечего...